Сайт посвященный церковной истории

Святая София и

 Великий Новгород

История и

современность

История и современность
Яндекс.Метрика

Кликни на квадрат справа, чтобы открыть вкладки  сайта

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт " Святая София и Великий Новгород: История и современность".

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой

 

«Рукописание Магнуша» — публицистическое сочинение, предостерегающее северных соседей Руси — шведов и норвежцев — от войны с Русским государством, было создано, по-видимому, в Новгороде в конце XIV — начале XV в. «Рукописание...» представляет собой вымышленное завещание Магнуса Эриксона, короля Швеции (1319—1363 гг.) и Норвегии (1319—1355 гг.), поход которого на новгородские земли в 1348 г. кончился полным разгромом шведского войска. Первую половину текста составляют сообшения ο шведских походах на Русь и ο победах Руси, начиная со времен ярла Биргера и Александра Невского (по стилю эта часть очень близка кратким записям русских летописцев). Вторая половина текста содержит полулегендарный рассказ ο походе Магнуса на Русь в 1348 г. и ο злоключениях его после поражения. Этот поход на Русь был весьма заметным событием в истории Швеции; шведская рифмованная хроника XV в. посвящает ему специальный рассказ, в котором неудача военного мероприятия Магнуса объясняется его союзом с немцами и непослушанием деве Марии (см.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия. IX—XIV вв. М., 1978, с. 124—127).

Автобиографическая форма жанра «рукописания» используется в этом повествовании с явно публицистической целью: самохарактеристика Магнуса и его самоосуждение, покаяние должны усилить мотив неизбежности возмездия завоевателю, нарушившему «вечный мир» с Русской землей, показать неустанную и победоносную оборону Руси ее князьями, посадниками, воинами. Эта публицистическая разработка темы вражеского нашествия и защиты Руси сближает «Рукописание Магнуша» с другими памятниками начала XV в. общерусской тематики — «Задонщиной» и «Сказанием ο Мамаевом побоище» (общими для этих произведений являются также темы Божественного покровительства Руси и «безумия» или «высокоумия» ее врагов). Наряду с данными, почерпнутыми из летописей, «Рукописание...» содержит исторические сведения, отсутствуюшие в русских письменных источниках: автор «Рукописания...» знает об эпидемии черной оспы в Швеции, случившейся вскоре после похода Магнуса (1349), ο междоусобной борьбе шведских феодалов и ο свержении Магнуса с престола (1363), ο поездке его c сыном Хаконом, норвежским королем, в Норвегию, ο кораблекрушении, в которое он попал. С точки зрения И. П. Шаскольского, источником этих сведений (не всегда точных) могли быть рассказы шведских купцов, живших в Новгороде на Готском дворе (Шаскольский И. П. Новые материалы ο шведском походе 1240 г. на Русь // Известия АН СССР, серия истории и философии, т. VIII, № 3, 1951. С. 275).

«Рукописание Магнуша», описывающее одну из крупных военных побед Новгородской республики, зашищавшей северо-западные рубежи Русской земли, пользовалось большой популярностью (особенно — в новгородской литературной традиции), неоднократно включалось в летописи, сопровождалось миниатюрами.

Β настоящем издании текст печатается по Софийской первой летописи (ПСРЛ, т. V, СПб., 1851) по древнейшему ее списку (до 1481 г.) — (РГАДА, ф. 135, собр. Оболенского, отд. 5, рубр. 2, № 3, лл. 368—369 об.) с необходимыми исправлениями.

РУКОПИСАНИЕ МАГНУША

                     В 6860 (1352) год. Завещание Магнуша, короля шведского. Вот я, князь Магнуш, король шведский, нареченный в святом крещении Григорием, уходя из этого мира, пишу завещание при жизни своей и приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в том целовали — нет нам в этом удачи.

 

Первым пошел войной мессер Бельгер и вошел в Неву; и встретил его князь великий Александр Ярославич на Ижоре-реке, и самого прогнал, а рать его побил.

 

И потом брат мой Маскалка, войдя в Неву, город поставил на Охте-реке, посадников своих со множеством немцев там посадил, а сам пошел за море. И пришел великий князь Андрей Александрович, город взял, а наместников и немцев побил.

 

И потом было нам размирие с Русью сорок лет.

 

И потом, через сорок лет, заключили мы мир вечный на Неве с великим князем Юрием Даниловичем, земли и воды разделили, кому чем владеть, грамоты написали и скрепили печатями.

 

И потом, через тридцать лет, я, Магнуш-король, нарушив мир, поднялся со всею землею Шведскою, и вошел в Неву, и взял город Орехов, и наместников своих в городе посадил, а с ними часть войска оставил, а сам пошел за море. И потом новгородцы пришли, город свой взяли, а наместников и немцев, которые были в городе, перебили.

 

И я, не остерегшись этого, через год опять пошел к Орехову со всею Шведскою землею; и дошла до меня весть, что новгородцы под Ореховцем. И потом я опять пошел под Копорье, и под Копорьем ночь ночевал; и весть ко мне пришла: новгородцы на побережье. И я, услышав это, побежал за море; из-за волн с парусами было не справиться, и поднялась буря сильная, и потопила рати моей много в устье Наровы-реки. И пошел я в землю свою с остатком войска.

 

И с того времени пришла на нашу землю Шведскую погибель: потоп, мор, голод и война междоусобная. У меня самого Господь отнял разум, и сидел я в палате год, прикованный к стене цепью железною, и заключен был я в этой палате.

 

И потом приехал сын мой Сакун из Мурманской земли, и взял меня из палаты, и повез меня в землю свою Мурманскую. И опять налетела буря: корабли мои и людей моих потопил ветер, а сам я очутился на дне корабельном и, уцепившись за доску, плавал три дня и три ночи. И по Божью повелению принес меня ветер к монастырю святого Спаса в Полную реку, и сняли меня с доски монахи, и внесли меня в монастырь, и постригли меня в иноки и в схиму; сохранил меня Господь три дня и три ночи живым. А все это — Божья кара за мою гордыню, за то, что пошел войною на Русь, нарушив крестное целованье.

 

И теперь приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не воюйте с Русью, если договор с ней заключили; а кто пойдет — против того будут и огонь, и вода, чем и меня Бог казнил. А все это сотворил Господь для моего спасения.

Публикуется из библиотеки литературы Древней Руси / Том 6

Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН