Кликни на квадрат справа, чтобы открыть вкладки сайта
Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт " Святая София и Великий Новгород: История и современность".
Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской
«Повесть ο новгородском архиепископе Ионе» принадлежит к числу произведений, созданных в Новгороде на рубеже XV—XVI вв. с целью подчеркнуть значение местных новгородских святынь и утвердить начавшее рушиться в результате объединительной политики московского княжества независимое положение Новгорода. «Повесть» сохранилась в списках не ранее XVI в.
Бурные политические события конца XV в. (борьба Василия Темного с Дмитрием Шемякой, сложные отношения с Великим княжеством литовским и др.) отразились в новгородском и московском летописании.
«Повесть ο новгородском архиепископе Ионе» входит в круг повестей агиографического характера ο новгородских владыках, прославившихся не только своим благочестием и верным служением церкви, но и игравших весьма заметную роль в политической жизни города и княжества. Так, по словам «Повести», при посредничестве новгородского архиепископа Евфимия I (Емелиана Брадатого) удалось отвести утрозу разорения Новгорода литовским князем Витовтом, а Иона выхлопотал у московского князя мир с Новгородом и независимость и поддержку своей обители.
Однако Я. С. Лурье в одной из последних его работ «Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода» (ТОДРЛ, т. 48. СПб., 1993) показал, что, судя по летописным источникам, отношения между архиепископом Ионой и Москвой не были столь благополучны и что летописные факты противоречат тому, что изложено в «Повести».
Жанр «Повести об Ионе» обусловил и выдержанные в агиографическом стиле сцены встречи Ионы с великим князем Василием и беседы с ним в московском Кремле, эпизод переписки архиепископа Ионы с Ионой митрополитом московским. На самом деле Новгород не признавал московского митрополита Иону, и отношение к нему новгородского архиепископа было не столь благодушным. Немаловажным сюжетным звеном явились в «Повести» пророчества-предсказания Михаила Клопского отроку Ионе, Ионы — будущему великому князю Ивану, которые вообще характерны для житийного повествования этого времени. «Повесть» в лице архиепископа Ионы дает нам агиографически просветленный образ мудрого пастыря, строгого наставника и советчика всех нуждающихся в нем, устроителя монастыря, заботящегося не только ο материальном благополучии обители, но и об архитектурном и живописном убранстве построенных или обновленных им церквей (что, несомненно, представляет интерес для историков древнерусского искусства). Кроме того, Иона приглашает известного писателя того времени Пахомия Серба для увековечения памяти почитаемых им русских святых. Его жизнеописания многих выдающихся деятелей русской церкви являют собой образец особого, «украшенного» панегирического стиля. Таким образом, согласно «Повести», архиепископ Иона — благочестивый муж, стоящий во главе новгородской епископии, духовный просветитель христиан. Судя по заключительным фразам «Повести», можно думать, что она была создана вскоре после кончины архиепископа Ионы в 1471 г. Я. С. Лурье относит возникновение «Повести» ко времени «после 1480 г.», когда произошло освобождение Руси от «ординских царей». Написанная в традициях новгородской литературы, для которой было характерно внимание к общественным событиям и известная документальность, «Повесть об Ионе» представляет интерес не только как литературное произведение, но и как исторический источник, по-своему дополняющий летописные сведения, часто пристрастно и неточно, в целях обоснования «новгородской» позиции автора.
«Повесть об Ионе» издается по списку: РНБ, Софийское собр., № 1424, конец XVI — начало XVII в., сверенному с текстом, изданным в ПСРЛ, вып. IV, и в Великих Минеях-Четьих под 5 ноября.
Публикуется из библиотеки литературы Древней Руси / Том 7
Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН