Сайт посвященный церковной истории

Святая София и

 Великий Новгород

История и

современность

Яндекс.Метрика

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт " Святая София и Великий Новгород: История и современность".

понравился сайт? поддержи его существование

Мозаика

       Первая мозаика в Софийском соборе появляется уже вскоре после постройки храма XI веке, ею был украшен пол в алтаре, апсида и горние место, а также центральный неф собора.

 

Пол в Софийском соборе.

     

    За тысячелетнюю историю существования собора, пол в нем сменялся шесть раз, причем каждый 

 

раз поднимаясь на несколько десятков сантиметров вверх.

 

Первый пол XI века был мозаичный, её украсился: главный алтарь, диаконник, жертвенник и Рождественский придел. В центральном нефе, напротив амвона также располагались мозаичные плиты.

Второй пол относиться уже к началу XIII века. Он состоял из каменных плит, благодаря которым до нас дошли фрагменты первого мозаичного пола.

 

Третий пол XIV века. Предположительно был поновлен в правление святителя Василия Калики, 30-40 годы XIV столетия и состоял из мелких поливных плиток и розового известняка.

 

В течении следующих двух веков, пол по всей видимости лишь ремонтировали, но не поднимали. Лишь в конце XVII века была произведена его новая реконструкция. На этот раз он стал кирпичным и был уложен в 1688 году, по благословению Новгородского митрополита Корнилия.

Пятый пол относиться к 30- годам XIX века, он стал чугунным и лишь отчасти плитным. Уложен в ходе ремонтных работ над северной стеной собора, проводившихся радением митрополита Серафима (Глаголевского).

 

Последний пол - нынешний, был положен при ремонтно-реставрационных работах проводившихся академиком В.В.Сусловым в 1890-х годах, и находится на полтора метра выше самого древнего.

 

Мозаика в алтаре Софийского собора.

 

Большая часть сохранившийся мозаики Софийского собора находиться в алтаре и украшает собой часть стен главной апсиды храма, Горние место (трон для Архиерея) и седалище (сидение для священников).

 

В отличии от Киевской Софии, где отдельные части стен покрывают сплошные мозаичные картины, в Новгороде мозаика нанесена на известняковые плиты в монтированные в стену, всего таких плит 21 большая и 35 маленьких.

 

"Мозаика составлена из смальты (непрозрачного стекла) желтого, зеленого, красного, синего, белого и черного цветов. В высеченные в известняковой плите углубления заливался плотный розоватый или красноватый раствор. В незатвердевший грунт укладывали (вдавливали) кусочки разноцветной смальты. На плите предварительно делался эскиз красками для будущего мозаичного орнамента. Узор в мозаичных плитах алтарной апсиды представляет собою арку, опущенную на колонки с капителями и базами. Внутри арки заключен четырехконечный Крест, в каждой плите Крест варьируется. Ниже располагаются круг, ромб, цветок, звезда и т.д. В каждой отдельной мозаичной плите этот орнамент варьируется в размере и цвете. Многообразна форма и самих смальт - квадрат, прямоугольник, ромб, лепесток"(Ю.И.Никитина) .

К вниманию исследователей.

 

В связи участившимися случаями злостного пиратства в больших размерах, напоминаем о восьмой Заповеди данной Господом пророку Моисею – «Не укради».

 

У авторов статей сайта не будет к Вам никаких претензий, если Вы соблюдете элементарные правила: 

 

при перепечатке материалов и сведений из сайта «Святая София и Великий Новгород: история и современность» в сети интернет, ОБЯЗАТЕЛЬНО укажете активную ссылку, на ту страницу, откуда позаимствовали данные.

 

Если Ваша работа является бумажной/электронной книгой или статьей, также ОБЯЗАТЕЛЬНО, пожалуйста, укажите страницу нашего сайта, в примечании либо в источниках литературы (библиографии).

 

Уважайте плоды исследовательских трудов (порою даже многолетних) других людей.

Ссылаться на работы различных авторов в своих трудах не считали для себя зазорным  даже такие великие как святитель Димитрий Ростовский, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, академики  Д.С.Лихачев и  В.Л.Янин.