Сайт посвященный церковной истории

Святая София и

 Великий Новгород

История и

современность

История и современность
Яндекс.Метрика

Кликни на квадрат справа, чтобы открыть вкладки  сайта

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт " Святая София и Великий Новгород: История и современность".

Подготовка перевод Н. В. Понырко

 

ЖИТИЕ И ПОДВИГИ, ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТЧАСТИ И ЧУДЕСА, СЛАВНЕЙШЕГО И БЛАЖЕННОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЯРОСЛАВИЧА, ПРОЗВАННОГО НЕВСКИМ, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОКАХ АЛЕКСЕЕМ

 

Благослови, отче!

 

Глава 1. Сей благоверный и благородный, Богом украшенный и хвалы достойный великий князь Александр Ярославич, что был восьмой ступенью от самодержавного и равноапостольного царя и великого князя Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, а от Рюрика одиннадцатой ступенью, был за добродетели много прославлен не только людьми, но и самим Богом. Ибо с юного возраста, от младых ногтей, он научен был всяческим благим делам благочестивым своим отцом, Богом умудренным державным Ярославом Всеволодовичем, и святой матерью, боголюбивой великой княгиней Феодосией, что наречена была во иноческом чине Евфросиньей, был он ими воспитан со всяческим добрым наставлением. И так поселился в сердце его страх Божий, соблюдать заповеди Господни и исполнять их во всем. Глубоко чтил он священнический и иноческий чин и во все время юности своей всей душой был смиренномудр, воздерживаясь и бдя, соблюдал душевную и телесную чистоту, стяжал кротость, а от тщеславия отвращался; и полагал много старания, чтобы сдерживать чрево, зная то, что насыщение чрева целомудрие разрушает и помеху бдению творит и другим добродетелям препятствует. На устах его были непрестанно Божественные слова, услаждавшие его больше сот медвяных. Их усердно читая, внимал он их смыслу и устремлялся к нему, и исполнял на деле. Близкие же его, видя его преуспевающим в этих добродетелях, приобретали немалую духовную пользу и старались всячески угодить Богу, как и он угождал Богу всеми поступками; и разгорался он в устремлении к небесному Богу; и все, что среди людей <почитается> добрым и славным, он ни во что вменял и не стремился объявлять людям ни одного благого плода <своей> души, и исхитрялся всячески, скрывая многочисленные свои деяния из-за великой смиренной мудрости, ибо хоть он и был удостоен от Бога чести царствовать на земле, и имел супругу, и породил детей, но стяжал смиренную мудрость больше всех людей.

 

Был он ростом очень высок, и красота лица его была, как у Иосифа Прекрасного, сила же у него была, как часть силы Самсоновой, а голос его звучал среди народа, как труба. Храбрость его была, как у римского царя Веспасиана, сына Неронова, что пленил всю Иудейскую землю, тот, что, собрав свое воинство, приказал ему приступом взять город Иотапату, а горожане, выйдя <из города>, победили его войско, и он один пошел и возвратил все их силы к городским воротам и со смехом сказал своей дружине: «Зачем оставили меня вы одного?» — так и сей великий князь Александр Ярославич побеждал везде, а сам никогда не был побежден. Ибо был он многомилостив, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по его стопам: отдавал за пленников много злата и серебра и отсылал его в Орду к царю Батыю за взятых в плен людей русских, что были пленены безбожными татарами, и выкупал их и освобождал от лютого рабства и от многих бед и напастей. Сам же он был всегда храним Богом и от всех врагов всегда оставался невредим; самое же главное — проявил Господь милость свою на нем: был он для всех врагов страшен и грозен, и трепетали повсюду перед его именем.

 

Мудрость и острота ума даны ему были от Бога, как Соломону. Более же всего любил он справедливость, чему и бояр своих учил часто притчами из Божественных Писаний, чтобы просили они у Бога прежде всего мудрости и удерживали себя от пьянства, и сами бы смирились перед Богом, чтобы не забывали они о лице Владыки и не брали бы мзды неправедной, и никого не обижали, но чтоб избавляли обижаемых из рук обидчиков, и чтобы больше разрешенного им ничего не брали, но довольствовались бы жалованьями своими. И говорил так <им> многократно; иногда принуждал их страхом перед своей властью, иногда же и вечное воздаяние представлял им, что <будет> на Страшном Суде Христовом каждому за дела его. И бояре, и все <другие> люди, видя Богом дарованную его мудрость, ничего не могли ему ответить и от всей души обещали делать так, как он повелевал им.

 

И тогда как мужественно и справедливо он правил по Божьей воле Богом дарованной державой, прошел слух о нем по многим дальним странам, и стремились многие его увидеть. Да еще тогда же, в 6745 (1237) году, стало всюду известно, что безбожный царь Батый сотворил по Божьему попущению много зла великой Земле русской; а в Великий Новгород, туда, где тогда пребывали блаженный сей Александр с отцом своим Ярославом, возбранила дойти поганым некая Божеская сила и не только не дала им ни на сколько приблизиться к пределам Новгорода Великого, но и в других местах, где им случалось тогда пребывать и воевать против враждебных литовцев и немцев, везде Божиим заступлением не нападали на них совсем жестокие те татары. <...>

Житие и подвиги великого князя Александра Ярославича, прозванного Невским

Публикуется из библиотеки литературы Древней Руси / Том 12

Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН