Сайт посвященный церковной истории

Святая София и

 Великий Новгород

История и

современность

История и современность
Яндекс.Метрика

Кликни на квадрат справа, чтобы открыть вкладки  сайта

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт " Святая София и Великий Новгород: История и современность".

НОВГОРОДСКАЯ ВТОРАЯ ЛЕТОПИСЬ

(по сборнику Архивского)

 

1368                                             Содержание                                                                           1415

В лето 6879 (1371). Поставиша церковь камену святаго Николу в Русе. Того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андреа уродиваго, на Сетецъки (л. 66).

 

В лето 6882(1374). Поставиша церковь святаго Спаса, камену, на Иль[и]не улице, и свящал владыка Алексей. Погоре Юрьев монастырь весь (л.66).

 

В лето 6884 (1376). Иде (*)Волхов на [в]звод по три лета и по 7 дней. Того же лета прииде в Новгород митрополит Марко от святей Богородици Синайской горы; посем же паки, [по]мале времени, прииде из Ерусалима архимандрит Внифантей от святаго Михаила, такоже милостыни ради (об. л. 120 —л. 121).

(*) в рукописи – Иде вода.

 

В лето 6888 (1380). Благовещение бысть в Велик день, а первие сего за 80 лет и за четыре(*), а потом за 11 лет (л. 136 – об.л.136).

(*)Благовещение приходилось в день Пасхи в сентябрских 6883-м, 6804-м и 6793-м годах.

 

В лето 6889 (1381). Прииде царь Ардинский Мамай, и с ним князь Литовъский Ягайло Олгер[до]вичь и князь Резанъский Олег Ивановичь, на князя великого Дмитрея Ивановича и на, всю Рускую землю; и прии[де] князь велики Дмитрей Ивановичь на Коломну, и с ним князь Андрей Полотцкий и брат его Дмитрей Брянский, и со всеми силами, числом полтараста тысящь, опроче князей месных. Тогда, князь велики иде к епископу Герасиму(*), и святитель благослови его и вся его воя; и тогда приспе ему грамота от преподобнаго старца Сергия, и повеле ити противу нечестиваго; и князь велики приехал за Дон, со всеми силами, противу Момаа, и пособи Бог великому князю Дмитрею Ивановичю (об. л. 61— л. 62).

(*) В рукописи – к митрополиту; Герасим был Коломенским епископом.

 

В лето 6890 (1382). Приде царь Тахтамышь на князя Дмитрея Ивановича, и град Москву взял, и много зла створи. (*)Поставиша святаго Дмитрея, на Славкове улици (л. 62).

(*)Там же перед этим стоит: в лето 6887; в Полн. Собр. Русск. Лет., т. lll, стр. 93, построение церкви св. Димитрия отнесено к 6890 году.

 

В лето 6891(1383). Заложиша 2 церкви камены: святаго апостола Филипа, на Нутной улици, святаго Ио[а]нна, в Радоговичех (л. 79).

 

В лето 6894 (1386). Прииде князь Дмитре[й] Иванович к Новугороду; а владыка Алексей и Новгородци добиша челом великому князю, в Ямнах, дали 8 тысящ рублев (л.62). 

 

В лето 6895 (1387). Во Смоленски бысть мор велик, и около града и по волостем, толко вы[й]доша из города 5 человек, затвориша город (л. 121).

Лета 6896(1388). Клаша жер[е]бии про игуменов: Спаского игумена Ивана с Хутыни, да Благовещенского игумена Парфениа, да Рожественского игумена Афанасия, на владычество на Наугородское, на, Алексеево место; и поставиша владыкою Ивана, и протопоп Изма[й]ло вынесе жребей (л.24 – об.л.24).

 

В лето 6897 (1389). [П]реставися владыко Алексей, месяца февраля в 3, и положен бысть в монастыри на Деревеници в церкви святаго Въскресения во притворе. Той же зимы бысть милость Божия над християны, послан от Бога мор на люди железою: аще явится железа, то на другий или 3 день умираша (л.121 – об.л.121).

 

ИНОЙ СПИСОК: В лето 6897(96)(1389). Преставися князь Димитрей Ивановичь. Того лета преставися владыко Алексей (л.62).

 

ДРУГОЙ СПИСОК: В лето 6897-е (1389). Тои весны бысть мор велик во Пскове, а з[н]амение железою. Ездиша владыко Иван в Псков, и молитвою его преста мор в Пскове (об.л.77 – л.78).

 

В лета 6898 (1390). И бысть мор Афонасневъской, и поставиша церковъ Афонасьев[у] (об. л. 62).

 

В лето 6899 (1891). Поставиша церковь святаго царя Костянтина, на Росткине улици(*) (об. л. 62).

(*) В Полн.Собр.Русск.Лет., т.lll, стр.95, построение этой церкви отнесено к 6898 году.

 

В лето 6900 (1392). Того же лета посадник Богдан Абакумовичь, [с] своею брати[е]ю и с уличены, постави церковь каменую святаго Семиона, на Чюдиньцове улици (об. л. 67).

 

ИНОЙ СПИСОК: В лето 6900, (1392) месяца маиа 27, по обедех, зг[о]ре церковь деревеная святаа Богородица, и весь монастырь на Лисичьи горе погори (л. 91).

 

В лето 6901 (1393). Поставиша церковь камену на Лисьи горки святую Богородицу (л. 77 — об. л. 77).

 

ИНОЙ СПИСОК: В лето 6901 (1393). Поставиша церковь святую Богородицу, на Хрестьцах (об. л. 67).

 

В лето 6902 (1394). Погоре владычень двор, и Около[ток], и за городом много улиц погоре, а у святей Софии маковица, огорела полатная, да церквей 8 огорело, а деревены[х] 2 (л. 78).

 

В лето 6904 (1396). Погоре Анътонов монастырь весь, и святаа Богородица огоре, бяше тогда свинцом побита, и Устретение погоре (об. л. 90).

 

В лета 6905 (1397). Постави Исак Анкиеиев церкву камену Рожество святыя Богородица, на Десятине (л. 50).

 

В лето 6911(1403). На Славкове улици выгори церковь святый Дмитрей, и и[к]оны, и книги и животы крестиянскии выгореша, (об. л. 90).

 

ИНОЙ СПИСОК: В лето 6911(1403). И бысть в Волхове вода суха, и вси р[е]ки сухи быша (л. 78).

 

В лето 6912 (1404). Приехал владыко Иван Новгородцкой; отпущен митрополитом, и благословил свою архиепискупию, быв на Москве по[л]четверъта года. В то же лето постави Перъфирей Кавский деревеную церковь святаго Николу на Папоротне, и монастырь устрои (об.л.136). 

 

В лето 6914 (1406). Зогоре княжь двор от Немецкого дво[ра] до Псковъского. Брак бысть Матефю Михайлову, маиа в 23 день. На Духов день выгори Псков до Доманътове стени. Июня 16 погибе солнце (л. 50).

 

В лето 6915 (1407). Бысть знамение на Похре: иде кровь от 5 иконы святыя [Богородица]. Того же месяца июня в 6 день, погоре Неревскй конец до города, и святая Софиа огоре, и двор владычен, Околот[ок], и Володимерский берег, и Легоща и Хревкова улица; церквей [каменых] 12 огорело, а деревеных огорело 6 (л. 78 —об. л. 78).

 

В лето 6916 (1408) Поби владыко Иван святыи Софии свинцом, а маковицу болшую з[о]лотом верх устрои (об.л.67).(*)

(*) Там же под этим годом внесены события, относятся к 6919 году: Тогда ходил князь Семен..... исповедники.

 

ИНОЙ СПИСОК: В лето 6916 (1408) Позлати владыко Иоанн святыа Софии верх (об.л.62).

 

В лето 6917 (1409). Чюдо страшно в церкви святаго Михаила, на Сковородки в монастыре: звук в маковице, ноябрь 30, по два дни и по две нощи (л. 67 — об. л. 67).

 

ИНОЙ СПИСОК: В лето 6917 (1409). Поставиша, владыко Иоан теремец, где воду свящают (06. 4. 62).

 

В лето 6919 (1411). Поставиша церковь камену святаго Николу в монастыри на Вежищех (л. 50).

 

ИНОЙ СПИСОК: [В летот 6919] (1411). Тогда ходил князь Семен Олгердовичь с Ноугородци [на Свею]. И то[го же] лета владыка Иоанн постави [церковь камену] Исповедники (об. л. 62).

 

В лето 6920 (1412). Ездил владыко Иван на Москву (*)к митрополиту Фотею; и тамо преставися Иаким диякон, месяца марта 9, и положен бысть в монастыри святаго Иоана Залатаустаго. Поставиша церковь камену святаго Николу в Порхове, при князи Федор Юрьевичи(**) Смоленском, а другую поставиша церковь на Веряжи у мосту святаго Николу деревяную, в монастыри, 3-[ю] на Клопски церковь деревяную Троицу (л. 50 — об. л. 50).

 (*)В Полн Собр.Русск.Лет.,т.lll, стр.104, сказано, что архиепископ Иоанн ездил к митрополиту Фотию зимою 6919 года.(**) В рукописи Юрий Федорович.

 

В лета 6921 (1413). Постави владыка, Иван, с воеводами с Ноугородцькими и с их вои, что были у Выбора, и пометом крестианскым, церковь Събор архангила Гаврила, на Хревкове улици, и свеща ю сам в празник его. Иван Морозов постави церковь камену, на Десятине, Зачатие Иоана, Предотечи (об. л. 50—л. 51).

 

В лето 6922(1414). Соиде владыко Иоан со владыч[с]тва, бысть лет 30 без трех. Тогда бысть знамение в солнце(*) (об.л. 62).

(*)В Полн. Собр. Русск. Лет.,т.lll, стр.105, солнечное затмение занесено под 6928 год.

1368                                             Содержание                                                                           1415