Сайт посвященный церковной истории

Святая София и

 Великий Новгород

История и

современность

Яндекс.Метрика

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт " Святая София и Великий Новгород: История и современность".

понравился сайт? поддержи его существование

Монастыри Великого Новгорода и монастырские храмы

Монастырь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Радоковицах или на Витке.

Духов                                                                                                                  Святителя Николая Белый  

Церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Витке

Набережная Александра Невского 31/1

 

Обитель основана святителем Моисеем в 1354 году как мужская, к тому же году относиться и возведение в ней деревянной церкви -  в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

 

В 1383-1384 году святителем Алексием на месте деревянного храма построена новая каменная церковь с тем же посвящением.

 

В конце XIV века, согласно древнему сказанию о Валаамском монастыре, в обители жил свои последние годы преподобный Сергий Валаамский. Здесь он занимался перепиской богослужебных книг и после блаженной кончины был погребен у стен храма.

В середине XVI века  мощи преподобного перенесли на место его прежних подвигов  - святой остров Валаам.

 

С 1528 года Богословский монастырь стал женским.

 

В годы шведского разорения обитель хотя и пострадала, (церковь апостола Иоанна Богослова осталась без кровли), но в тоже время она не была полностью сожжена.

Об этом свидетельствует Опись 1617 года, упоминая уцелевшие иконы, книги и колокола, а также три кельи, в которых проживали несколько инокинь.

 

В 1687 – 1688 годах, монастырь по бедности приписали к Тихвинской Введенской обители, но затем, он вновь стал самостоятельным.

 

С начала XVIII века монастырь приписали к соседней обители – Успения в Радоковицах.

 

В 1764 году монастырь на Витке был упразднен, а храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова стал приходским.

 

В 1799 году церковь обновили – с западной стороны храма возвели над притвором двухъярусную колокольню.

К тому же времени относиться и создание в притворе церкви теплого Успенского придела. (Престол перенесен из разобранного в 1801 году храма Успения, бывшего Радоковицкого женского монастыря)

 

В 1814 году Богословский приход стал приписным к церкви Бориса и Глеба в Плотниках.

 

Около 1925 года храм закрыли, а в 1929 он утратил свою колокольню.

 

В 1930 - е годы церковное здание использовалось в качестве склада.

 

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, в аварийном состоянии находился юго-восточный угол церкви, который грозил обрушением.

 

В 1946 году юго-восточный угол храма временно укрепили опорами из брёвен. Но в 1948 году, в ветхий купол церкви ударила молния, частично разрушив его барабан и кровлю.

 

В 1952 году, в бывшем монастырском храме начались ремонтно-реставрационные работы. По их окончании, церковные помещения стали использоваться как склад, располагающейся рядом, лодочной станции.

 

В 2001 году храм передали в ведение старообрядческой Церкви (РПСЦ).

 

В 2002 – 2004 годах, в здании храма проводились реставрационно-археологические работы.

 

В ноябре 2004 года церковь освятил старообрядческий епископ.

К вниманию исследователей.

 

В связи участившимися случаями злостного пиратства в больших размерах, напоминаем о восьмой Заповеди данной Господом пророку Моисею – «Не укради».

 

У авторов статей сайта не будет к Вам никаких претензий, если Вы соблюдете элементарные правила: 

 

при перепечатке материалов и сведений из сайта «Святая София и Великий Новгород: история и современность» в сети интернет, ОБЯЗАТЕЛЬНО укажете активную ссылку, на ту страницу, откуда позаимствовали данные.

 

Если Ваша работа является бумажной/электронной книгой или статьей, также ОБЯЗАТЕЛЬНО, пожалуйста, укажите страницу нашего сайта, в примечании либо в источниках литературы (библиографии).

 

Уважайте плоды исследовательских трудов (порою даже многолетних) других людей.

Ссылаться на работы различных авторов в своих трудах не считали для себя зазорным  даже такие великие как святитель Димитрий Ростовский, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, академики  Д.С.Лихачев и  В.Л.Янин.