Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Икона Божией Матери ЗнамениеИкона Божией Матери Знамение

.+.+.+.+.+.+.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ ЖИДЯТЫ ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО


Свя­ти­тель Лу­ка, епи­скоп Нов­го­род­ский, про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в шко­ле сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка на Нов­го­род­ской ка­фед­ре – гре­ка, свя­ти­те­ля Иоаки­ма Кор­су­ня­ни­на. Несмот­ря на пре­об­ла­дав­шее в то вре­мя вли­я­ние гре­че­ско­го ду­хо­вен­ства в на­шей церк­ви, князь Яро­слав из­брал рус­ско­го Лу­ку пре­ем­ни­ком Иоаки­ма. Ве­ро­ят­но был по­став­лен на Нов­го­род­скую ка­фед­ру в 1036 или 1037 го­ду[1].

14 сен­тяб­ря 1050[2] го­ду освя­тил воз­двиг­ну­тый при нём но­вый ка­мен­ный Нов­го­род­ский Со­фий­ский храм.

В 1055 го­ду, окле­ве­тан­ный сво­им хо­ло­пом Ду­ди­ком, вы­зван в Ки­ев и осуж­ден мит­ро­по­ли­том в за­то­че­ние, где про­был три го­да.

В 1059 го­ду оправ­дан и от­пу­щен к сво­ей пастве, но не до­е­хал до Нов­го­ро­да.

Скон­чал­ся, ве­ро­ят­но, 15 ок­тяб­ря 1059 го­да[3]. Те­ло его бы­ло при­ве­зе­но в Нов­го­род и по­гре­бе­но за Со­фий­ским со­бо­ром.

22 мар­та 1558 го­ду об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи, пе­ре­не­се­ны ар­хи­епи­ско­пом Пиме­ном в Со­фий­ский со­бор и по­ло­же­ны в Мар­ти­ри­е­вой па­пер­ти. То­гда же свя­ти­тель Лу­ка и был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Епи­скоп Лу­ка – пер­вый по вре­ме­ни рус­ский про­по­вед­ник, жив­ший в XI ве­ке и пред­став­ляв­ший со­бой за­ме­ча­тель­ный об­ра­зец пас­ты­ря. Это «са­мо­род­ный тип, бо­ров­ший­ся с ви­зан­тий­ским вли­я­ни­ем» и дей­ство­вав­ший в «ду­хе чи­сто рус­ско­го про­све­ще­ния». В его сло­ве, от­ли­ча­ю­щем­ся изу­ми­тель­ной про­сто­той, «жизнь бьет клю­чом».

Он за­бо­тил­ся о книж­ном про­све­ще­нии нов­го­род­цев, под­дер­жи­вал устро­ен­ную Яро­сла­вом в 1030 го­ду шко­лу. Есть да­же мне­ние, что он, как зна­ток гре­че­ско­го язы­ка, пе­ре­во­дил на сла­вян­ский язык цер­ков­ные кни­ги. Так­же со­хра­ни­лось от его вре­ме­ни Еван­ге­лие, из­вест­ное под его име­нем.

Епи­скоп Лу­ка лю­бил цер­ков­ное бла­го­ле­пие и при­ла­гал все свое по­пе­че­ние к по­стро­е­нию хра­мов Бо­жи­их.

Пе­ре­во­ды его с гре­че­ско­го язы­ка до нас не до­шли. Един­ствен­ное про­из­ве­де­ние Лу­ки Жи­дя­ты, из­вест­ное в древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти, есть весь­ма крат­кое «По­уче­ние к бра­тии». Оно пред­став­ля­ет зна­чи­тель­ный ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ный ин­те­рес, как пер­вое соб­ствен­но рус­ское про­из­ве­де­ние ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры. Пред­по­ла­га­ют, что свя­ти­тель Нов­го­род­ский про­из­нес свое по­уче­ние при са­мом вступ­ле­нии на ка­фед­ру. 

«Преж­де все­го, – пи­сал в нем свя­ти­тель, – ве­руй­те во еди­на­го Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­ма­го, в От­ца и Сы­на и Св. Ду­ха, ибо так на­учи­ли нас ве­ро­вать св. апо­сто­лы и от­цы церк­ви. Ве­руй­те вос­кре­се­нию, веч­ной жиз­ни, веч­ной му­ке греш­ни­ков. Не ле­ни­тесь хо­дить в цер­ковь; в церк­ви стой­те со стра­хом Бо­жи­им, не раз­го­ва­ри­вай­те, но мо­ли­те Бо­га всею ду­шою, да про­стит вам Он ва­ши пре­гре­ше­ния. Не рой яму дру­го­му, чтобы Бог те­бя не вверг­нул в худ­шую. Лю­би­ти вся­ка­го че­ло­ве­ка. Да не бу­дет у вас на серд­це од­но, а на язы­ке дру­гое. Не пла­ти­те злом за зло, пе­ре­но­си­те друг от дру­га оби­ды, друг дру­га хва­ли­те, и Бог вас по­хва­лит. Не осуж­дай бра­та и мыс­лен­но; помни свои гре­хи, чтобы и те­бя Бог не осу­дил. Ми­луй­те стран­ных, убо­гих, за­клю­чен­ных в тем­ни­цы и к сво­им ра­бам будь­те ми­ло­сти­вы; тот весь­ма ми­ло­стив, кто обе­ре­га­ет от скор­би сво­их до­маш­них. Го­во­рить срам­ныя сло­ва и сер­дить­ся еже­днев­но не сле­ду­ет. Не уни­жай дру­гих, не смей­ся ни над кем. Будь­те смир­ны, крот­ки, не мно­го­ре­чи­вы, чтобы быть и слу­ша­те­ля­ми, и ис­пол­ни­те­ля­ми За­ко­на Бо­жия. По­чи­тай­те ста­ра­го че­ло­ве­ка и осо­бен­но ро­ди­те­лей сво­их. Не кля­ни­тесь име­нем Бо­жи­им, су­ди­те по прав­де, не бе­ри­те взя­ток. Бо­га бой­тесь, кня­зя чти­те. Не уби­вай, не кра­ди, не лги, не враж­дуй, не за­ви­дуй, не кле­ве­щи, не блу­до­дей­ствуй, не пьян­ствуй. Свя­тые дни чти­те. Бог ми­ра со все­ми ва­ми. Аминь».

По­уче­ние Лу­ки Жи­дя­ты, со­хра­нив­ше­е­ся лишь в позд­них спис­ках XV–XVI вв., на­пе­ча­та­но в I т. «Рус­ских до­сто­па­мят­но­стей» (1815), в «Ис­то­рии рус­ской церк­ви прео­св. Ма­ка­рия«, ч. I[4], и в «Ис­то­ри­че­ской хре­сто­ма­тии цер­ков­но-сла­вян­ско­го и древ­не­рус­ско­го язы­ков» Ф. Бу­сла­е­ва (1861).


При­ме­ча­ния

[1] Есть ис­точ­ни­ки, ко­то­рые так­же ука­зы­ва­ют 1030 год, что про­ти­во­ре­чит с дан­ны­ми о Еф­ре­ме гре­ке, управ­ляв­шем Нов­го­род­ской епар­хи­ей до 1035 го­да.

[2] По дру­гим вер­си­ям – в 1051 или 1052 го­дах.

[3] По Стро­е­ву и по свт. Фила­ре­ту (Гу­милев­ско­му) – в 1060 го­ду. Мона­хи­ня Та­и­сия ука­зы­ва­ет 15 ок­тяб­ря 1058 го­да

[4] Свт. Фила­рет (Гу­милев­ский) за­ме­ча­ет, что пред­став­лен­ный в «Ис­то­рии рус­ской церк­ви» текст «по спис­ку без име­ни учи­те­ля, пред­став­ля­ет текст до­воль­но древ­ний, но не вез­де вер­ный». (Об­зор рус­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры. 862–1720. Со­чи­не­ние Фила­ре­та, ар­хи­епи­ско­па Харь­ков­ско­го, Харь­ков, 1859, с.13)

Из сайта: https://azbyka.ru/days/sv-luka-zhidjata-novgorodskij

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

© Софийский кафедральный собор Великого Новгорода: История и современность

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт